Среда, 23.10.2019, 20:58
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ «СОШ №20» ИГОСК        

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Из опыта работы
Из опыта работы учителя физики и математики 

"Формирование личности учащихся на уроке"

Что значит образование? Зачем оно нам? В чём его функция? Зачем мы учим своих учеников? Чему учим? Чем?

         Я в своём докладе не претендую на полные ответы, на поставленные вопросы, но хочу рассказать о том, что нужно делать и что я делаю для решения намеченных задач.

         Глобальная цель боразования, наверное, состоит в том, чтобы лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней, быть способным найти своё индивидуальное место в жизни, уметь строить свою жизнь такой, какой тебе хотелось бы её видеть. И главная учительская, и вообще человеческая задача состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.

         Личностью он становится благодаря своим целеустремлённости и мировоззрению. В детях творить личность рождается в процессе самопознания, самовоспитания, самооценки, самокритики. И воспитание, и обучение должны быть нацелены на то, чтобы направить на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелёгкой борьбе. И мы, учителя, должны превратить учение в процесс развития познавательных стремлений. Детям не нужно знать, насколько каждый из их обогнал остальных, или отстал от них, не нужно знать, что ученики подразделяются на "сильных" и "слабых". Ведь в какой-то мере мы виноваты в том, что сами не смогли познать психологию каждого ребёнка. Основная проблема сейчас перед школой - это вопросы развивающего обучения. Решить их можно через выход на личностно-ориентированный подход к учащимся. Каждый ребёнок - это особый мир, и каждый нуждается в совершенствовании и развитии.

         Чтобы осуществить личностно-ориентированный подход к учащимся, каждый урок должен быть личностно-ориентированным. Что это за урок и чем он отличается от других уроков?

         Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога, пежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекаюшие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Всё это, безусловно, делает урок более интересным, развлекательным, более результативным, но ещё не является основанием считать его личностно-ориентированным.

         Сущность полезного - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту их собственной жизнедеятельности.

         И наконец, самое важное - признание самобытности и уникальности каждого ученика.

         Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. "окультурить"), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.

         При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном ответе учащихся.

         Подбор дидактического материала к каждому уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.

         Рекомендации к проведению личностно-ориентированного урока следующие:

- Использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержания их субъективного опыта относительно предложенной темы;

- Создание отмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- Стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- Поощрение стремления ученика пердлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать входе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;

- Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словестную, графическую, условно-символическую);

- Создание педагогических ситуаций обобщения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;

- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали, чем овладели", но и того, что понравилось ( не понравилось) и почему, чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

- При опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;

- При задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

         Теперь хочу рассказать, как я пытаюсь воспитывать на своих уроках личность. Я считаю, что образование - процесс обоюдный и без активных усилий ученика обречён на провал, каким бы замечательным ни был учитель. На уроках физики, математики важным средством формирования личности является умственное развитие учащихся.

         Но много внимания уделяю созданию обстановки комфортности, атмосфере уважительности друг к другу на уроках и в других взаимоотношениях. Эта обстановка складывается не сразу, здесь важны многие вещи, в том числе и так называемые "мелочи". Стараюсь обращаться к ученикам по именам, ученики часто при ответе с места на уроке не встают, а отвечают сидя. Я отказался от проверки на каждом уроке выполнения домашнего задания и опросов по домашнему заданию. Зато каждый урок начинается с фразы: "Какие есть вопросы по домашнему заданию?" И ученики знают, что они могут задать любой вопрос, не опасаясь насмешки со стороны класса или плохой отметки. Далее,ответы на возникшие вопросы, я предлагаю задавать другим ученикам, сам же комментирую или обобщаю, за исключением тех случаев, когда никто из учеников не справился с предложенной задачей.

         Здесь ещё важно то, что те ученики, которые выходят к доске отвечать на вопросы своего товарища, тоже знают, что при любом ответе они не получат плозой отметки, даже если их решение оказалось неверным, а вот хорошую получить могут. Иногда я восхищаюсь неожиданными ответами учеников.

         Я отказался от дополнительных заданий для отстающих, многочисленные пересдачи (в конце четверти), зато каждый ученик может на перемене или после уроков получить консультацию, прийти и задавать любые интересующие его вопросы. Прежде чем ученику прийти на консультацию, ему нужно подготовиться. Это организует ученика, стимулирует проявление активности.

         На уроках всячески присекаю попытки высмеять товарища, обратить внимание на неудачную фразу или ошибку. Иногда достаточно задать классу вопрос: "Что хорошего вы отметили в ответе ученика?".

         Для меня важна задача - это развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески. Когда разбираю решения задач, стремлюсь показать несколько возможных решений и обсудить с учениками достоинства и недостатки разных подходов. Стараюсь не навязывать своего мнения ученикам, а рекомендую выработать своё. Когда спрашивают: "Как же всё-таки поступить в той или иной ситуации?".         Отвечаю честно: "Незнаю! Выбор за вами и ответственность ваша".

         Таким образом, в обучении возникают свобода выбора и мотивация его, учёба превращается в увлекательный процесс.

         Учитель не Бог, ему как и любому человеку свойственно ошибаться. Я всегда благодарю ученика, если он мне указывает на мою ошибку или неточность в доказательстве или решении задачи. Правильное отношение к ошибкам способствует раскованности мышления. Иногда специально привожу на уроке неправильные решения, и поошряю ученика, обнаруживающего ошибку. Ученикам всегде говорю: "Ошибаться не стыдно, стыдно не думать!". Даю ученикам понять, что ошибка - нормальный этап в творческом действии, не нужно впадать в панику, а необходимо продолжить поиск пути к цели.

         Для нас, учителей, не должно быть целью только обучение учеников данному предмету, обучение должно быть ещё средством совершенствования личности ученика, развития её. Поэтому каждому нужно давать возможность расти настолько, насколько он способен. Математика, как предмет изучения, даёт возможность развития таких качеств личности, как аккуратность, точность в изложении своих мнений, систематичность в работе, активность, ответственность. Особо зочется выделить честность. Наличие чётких критериев помогает ученику при целенаправленной работе над задачей формиривать правильно самооценку, видеть истинный уровень своей подготовки, соизмерять свои амбиции и желания с реальностью.

         В физике мы используем искусственный (знаково-терминологический) язык. Чтобы не было разрыва между содержательно-понятийной и формально-знаковой сторонами знаний, нужно, чтобы этот язык успешно служил целям познания, необходимо не только знать правила оперирования со знаками и терминами, но и уметь сопостовлять их соответствующим фрагментам действительности, т.е. понимать их смысл, связывать с наблюдаемыми явлениями природы. В этот момент объединяется логико-математическое и образное мышление, что в свою очередь, способствует процессу объединения функциональных специализаций полушарий головного мозга, а это (как полагают психологи) является залогом формирования творческой личности.

         Несколько слов хочу сказать о поведении, дисциплине. Если ребёнок чувствует себя в безопасности, на своём месте и нужным окружающим, он не может стать дисциплинарной проблемой.  Дисциплина должна основываться на чувстве, а не на контроле и подавлении. Такой подход к дисциплине требует отделять человека от его поступка, действия. Например: "Мне не нравится, как ты поступил, но я тебя люблю и верю, что это больше не повторится". Поступок - всегда результат чувств, важно понять эти чувства и научиться с ними обращаться.

         Я на своих уроках избегаю манипуляций в общении с учениками. Стараюсь решать все вопросы с самими учащимися, не обращаясь, без крайней нужды, к помощи родителей, пресекаю доносы учеников друг на друга; у меня нет любимчиков,предъявляю одинаковые требования ко всем учащимся.

         Стремлюсь высказывать уважение личности ученика, даже в случае несогласия с ним по какому - либо вопросу, не используя отметку как наказание, избегаю нелестных сравнений ученика с другими.

         Чтобы воспитать личность, нужно придерживаться, как я считаю, такого девиза: "У тебя есть право сказать "нет" и не чувствовать себя виноватым. У тебя есть право совершать ошибки и право нести за них ответственность".

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sosh20 (27.11.2011)
Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Зачисление в ОУ
Электронный журнал
Конституция РФ
Госуслуги
Сайт ГМУ
ОО АИГОСК
МО СК
МО и науки РФ
РОСОБРНАДЗОР
Календарь