Суббота, 25.05.2019, 14:17
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ «СОШ №20» ИГОСК        

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа 8 класс

                                          Рабочая программа по литературе 8 класс

                 (68 ч.)

Пояснительная записка


     
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина,4 В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2005.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компонент кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);
— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;
— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);
— С.А. Есенин «Пугачев»;
— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».
Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения обсуждения на уроках внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-
хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
           Школьное  образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
                Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

·         воспитание духовно развитой личности, формирование  гуманистического

 мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·         развитие эмоционального восприятия художественного текста , образного и

 аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

·         освоение текстов художественных произведений в единстве формы и

 содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

·         овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с

привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
       задачи обучения:

-        приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;

-        овладение теоретико-литературными понятиями;

-        формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;

-        освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

          Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.    Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной де­ятельности.  
                Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития литературных  процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
               Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет  адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному  взаимодействию с людьми.
Согласно действующему  учебному плану в 8  классе предполагается обучение  в объеме 3 часов в неделю;  В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературе для 8х классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2005. Авторы
В.Я. Коровина, В.П. Журавлев В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. 
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературе в 8 классе
реализуется программа продвинутого  уровня.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Основой  целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе основного общего образования, отражающее важнейшую  особенность  педагогической  концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных  результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных   предметов) к  межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты  представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику  не отдельных предметов, а ступеней общего образования.  В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса литературы.

     Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений об основных темах и проблемах русской литературы 19 века и 20 века будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления художественных произведений, литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проектной технологии, межпредметных интегрированных уроков и т. д.. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными литературными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме  сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации). При изучении русской литературы  принципиально важная роль отведена в плане  участию обучающихся  в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

             Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творчес­кая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непремен­ным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных предс­тавлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация дея­тельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его ос­мысление и рефлексию результатов деятельности. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан­ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

       Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и   патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе воспитание гражданственности и патриотизма.  В 8  классе (продвинутый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает:

-        тестовые задания (Литература 8 класс. М. АСТ-Пресс, 1998г. Автор-составитель И.А.Михайлова);

-        дидактические материалы. 8 класс. «Читаем, думаем, спорим…», М. Просвещение, 2004г.;

-        М. Мещерякова Сочинение. Секреты успеха, М.: 2001;

-        М. Пирогова Сборник словесных игр по русскому языку и литературе М., 2001;

-        видеоподдержка;

-        выставочный материал по творчеству русских писателей 19 века, 20 века;

-        таблицы;

-        литературные справочники и словари.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

-        Энциклопедия Кирилла и Мефодия;

-         мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;

-        Антология русской литературы.

Виды контроля:
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана га произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащеюся, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

 


Категория: Мои статьи | Добавил: sosh20 (03.12.2012)
Просмотров: 713 | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск
Зачисление в ОУ
Электронный журнал
Конституция РФ
Госуслуги
Сайт ГМУ
ОО АИГОСК
МО СК
МО и науки РФ
РОСОБРНАДЗОР
Календарь